Если уволили из собственного бизнеса

Вот выкинули товарищи из бизнеса. История банальная. Что делает бывший собственник? Во-первых, обида кипит и ему кажется, что он о своем деле знает все. В том числе и все самое страшное — например, о черной кассе. Об обнале. Ой, сколько я всего знаю. Сейчас-то я всех посажу. И бежит этот человек куда? ОБЭП, СК и другие страшные аббревиатуры. Обязательно вспоминается какой-нибудь родственник. Генерал, не меньше. К примеру, дядя.

— Дядя, надо посадить гадов за обнал…
— Хорошо, но ты понимаешь, нужно же и ребятам заплатить, которые работать будут…
— Я готов, давай миллионов десять рублей.

Вот тут-то и выясняется, что племянник может взять свою десяточку и засунуть куда-нибудь. И не смешить столичные погоны. Потому что расценки за экономические преступления в Москве начинаются с нескольких сотен тысяч евро. Чаще больше. Обычно — около миллиона долларов. И надо учитывать момент аукциона. Ты принес рубль, оппонент предложил полтора. Родственные связи спасают не всегда. А если точнее — редко они помогают.

Поэтому, когда в наше маленькое агентство по решению невозможных задач, стучатся такие клиенты, то мы сразу говорим — вот так в лобовую работать по экономике не стоит. Приведу пример.

Одного товарища выгнали из бизнеса. Бизнес был простой — знаете, в парках и торговых центрах стоят машинки небольшие для детишек. И на этих машинках можно за деньги покататься. Вроде детская история, а кэшфлоу хороший. Вот от этого кэшфлоу парня и отодвинули. Герой кейса не стал суетиться и кричать про экономику. Решили задачку иначе.

Для начала в один прекрасный момент ребенок ездил на машинке и перевернулся. Взволнованный папаша это увидел, слезы детские утер и побежал в милицию заявление писать об оказании ненадлежащих услуг. Мало кто знает, если оказываются опасные для здоровья услуги детям, то это уже уголовная статья.

На этом папаша не остановился — у него оказались друзья журналисты, которые тут же начали писать о злодеях, что детям подсовывают опасные китайские машинки.

Дальше — больше — владельцев бизнеса вызывают на допрос и пока еще ласково спрашивают — а как вы свои машинки через границу возили? Как у нас с таможней? Правил не нарушали? А с налогами? И массу других интересных вопросов.

И вот уже на фоне данных событий бывший собственник договорился о новых условиях по выходу из бизнеса. И на всю операцию было потрачено не так много времени — несколько месяцев. А вот если бы сразу пошли по экономическим преступлениям, то это бы и стоило по итогу несколько миллионов долларов и растянулось бы тоже не на один год. Результат же был бы абсолютно непредсказуем.

Самые страшные войны всегда между людьми некогда близкими. Родители полмира уничтожат (а заодно и друг друга) в битве за детей, а бывшие соучредители готовы друг друг глотку порвать и совместную лавку под откос пустить. Наше маленькое агентство по решению невозможных задач уже десять лет занимается головоломками под кодовым названием «Как поделить апельсин?».

Немного о морали

Давайте так: каждый новый заказчик всегда хочет выговориться. Только говорит тоже, что и остальные сто до него:

— Мы вместе начинали, а потом он ничего не делал… А фирма развивалась… А он меня кинул…

Примерно как-то так, за дословность не ручаюсь. Вынужден огорчить: нас не интересует ваша внутренняя правота. Нас интересует другое — чего изволите? А именно: хотите забрать общую лавку себе (делали и такое), хотите, наоборот, выйти в кэше, либо может вообще у вас началась другая жизнь и главная задача — войну закончить. Некоторые удивятся, но мы часто решаем и последний кейс.

Мировая

Жили-были два закадычных друга, днюхи отмечали совместно, по бабам страдали одновременно, бизнес зачинали тоже вместе. Но как это бывает и в семье, и в бизнесе, через пару лет выясняется, что кто-то старше, кто-то «ровнее», а кто-то, наоборот, в подчиненном состоянии.

Миша встал во главе предприятия, и само предприятие стало работать на его интересы. Мише нужна новая тачка, и он прямо из выручки денег на нее и выгребает, а партнер с сотрудниками *** сосут. Яркий человек. Лидер. Харизматик. Одна была беда у Миши — неусидчивость. Не умел он работать с документами. А его друг Вася умел. И Вася занялся закупками. И Вася понял одну вещь — не будет у предприятия прибыли под Мишиным руководством, поэтому Вася решил брать откаты. А контора росла как на дрожжах — обороты стали миллиардными, а откаты, соответственно, многомиллионные. И тут Миша узнает страшную новость. Его закадычный друг Вася — крыса. Его лучший друг — ворует. Миша Васю на *** посылает.

И начинается война. И война эта длится целых пять лет. Немного, правда, бестолковая война. Миша Васе заказал обыск прямо на Новый год. Вася в отместку проплатил такой же обыск, но только у родителей Миши. Миша в ответ пошел к друзьям из органов, которые долго его поили чаем, задавали много вопросов, взяли денег и очень разумно ничего не стали предпринимать. Потом были другие друзья и другие органы…

В результате — пять лет прошло, уголовных дел в отношении друг друга они повозбуждали (благо, дурная затея нехитрая и стоит совсем недорого), суды отгремели, никого не посадили, но каждый стал спать чуток нервно, на улицу выходят — оглядываются — а нет ли засады какой?

Мише надоело первому и он обратился к нам:

— А можно как-нибудь всю эту историю закончить?

А как ее закончить, спрашивается, если бывшие товарищи уже даже через адвокатов не разговаривают? Для начала пришлось натурально внедрить агента в окружение к оппоненту. Потом закружиться с самим оппонентом. В это же время мы искали компромат. Но компромат специфический. Не тот, за который общество презирает и в тюрьму сажают, а тот, который поможет сорвать или просто подпортить текущие сделки, текущие отношения романтические. Проще говоря, компромат, который помешает развитию новой жизни.

Наш внедренный агент и провел виртуозно переговоры с Васей. В чем заключалась виртуозность? В том, что никому не угрожали, голос не срывали, майку на себе не рвали и не пытались убедить Васю в единственно правильном выборе. Вместо этого наглядно показали — войну можно продолжить, и эта война также будет мешать жить обоим. Досаждать. Снижать, так сказать качество жизни. Причем подчеркивалась (и это важно) и Васина правота, и Васины возможности, и Васина сила… И не говорилось, что мы будем совершать действия разрушительные. Просто будут бывшие друзья портить жизнь друг другу.

А можно топор взять и зарыть. Показали это все спокойно без единой эмоции. Вася денек подумал и решил — правда, пора бы и зарыть. Говорят, Вася с Мишей даже здороваться на людях могут нынче. На такой результат мы даже не рассчитывали. Но искренне гордимся и этим кейсом, и схожими с ним, потому что вояк много. А тех, кто может авторитетно примирить враждующие стороны, — единицы.

С детства не люблю конкурентов. Наши заказчики тоже. И возникает естественно вопрос — а как с ними, гадами, бороться? Мой ответ в следующем — бороться с конкурентами нужно со старта. То есть пока гадина не успела подрасти. Приведу вам пример — как это лучше всего делать.

Вот в Москве до фига и больше поставщиков бутилированной воды. А в маленьком городе N — десять лет назад был всего один большой — у него было больше восьмидесяти процентов и один очень маленький — меньше двадцати процентов. Мелкого оставили для разнообразия — дальше давить его было нельзя. Естественно преимущество монополии — можно получать сверхприбыль. И естественно, что появляются идиоты, которым кажется, что на другом берегу ягода всегда вкуснее и конкретно в твоем бизнесе она самая большая и сладкая.

Короче говоря, в один прекрасный момент на рынок заявляется еще один игрок. Назовем его Федором. Федор в стародавние времена откусил большой кусок недвижки у города и почувствовал себя крестным отцом из одноименного фильма — настоящим таким авторитетом, который может дела решать. И стартовал он свой заводик по розливу воды. Причем в своей рекламе напал на самого большого конкурента: у них, сказал он, вода искусственная, а у нас натуральная из скважины.

Монополист не стал дожидаться, пока мелкий гад превратится в крупного — и правильно развернул деятельность по дезинфекции рынка. Для начала развернул конкурентную разведку по всем правилам. Что значит по всем правилам?

Во-первых, поставил одного спортсмена неподалеку от завода Федора — считать количество машин с водой, которые выезжают от конкурента. Да, вот так, без изысков.

Во-вторых, отправил, естественно, людей поработать внутри компании-конкурента. Собирать все данные о производственном процессе.

В-третьих, специальные ребята ежедневно передавали информацию о ходе продаж и о наполнении клиентской базы.

Информация от разных источников, естественно, сравнивалась, что позволяло мгновенно идентифицировать ненадежных агентов. Но в собранных файлах нашелся один прелюбопытнейший факт.

Заводик со скважиной у конкурента находился рядом с кладбищем — несколько сотен метров от могилок. О чем, естественно, не могла умолчать самая независимая на свете российская провинциальная пресса. А когда об этом она написала, то провели исследование на улицах города — видели ли вы сюжеты о том, что вода Федора добывается рядом с кладбищем? И самый главный вопрос — стали бы вы поить ребенка водой, которая добывается рядом с кладбищем? Опросили порядка 50 тысяч человек — чтобы до самых тупых информация дошла.

Сразу после такого широкого освещения проблемы из разных источников стали получать информацию о падении продаж продукции конкурента на 90%. Это фиксировал и спортсмен, считающий машины, это фиксировали и на производстве, это фиксировали и в офисе. В базе данных стали появляться причины отказа: кладбище, кладбище, кладбище.

Еще год мучили компанию юристы. Вдруг выяснилось страшное: и водой люди травились — вон у них справки из больницы, и реклама недостоверная и т.д. Итог — компания конкурента разорилась.

Что правильно в этом кейсе? Во-первых, конкурентную разведку развернули на самом старте, за пару месяцев до боевых действий. Во-вторых, уничтожать конкурента начали сразу, не дожидаясь, пока он подрастет. И в-третьих, не поскупились на затраты. На всю операцию было затрачено около миллиона долларов с учетом премий исполнителям. Что немало для региональной истории. Однако затраты себя отбили и сразу, и через несколько лет. Сразу монополист их восполнил за счет небольшого повышения цены на продукт после банкротства конкурента. Позже ему удалось свой региональный бизнес продать международной компании уже за очень приличную сумму.

Что еще очень важно. Некоторые люди сфокусировались бы на личности Федора — там было в чем покопаться. Возможно сфокусировались бы на реальном качестве воды — и там все неоднозначно. Но заявляю вам ответственно — это бы не убило конкурента. Убить мог только конкретный мощный факт — воду добывают рядом с кладбищем. Хотя, если осмотреться, то и монополист был неподалеку от другого кладбища. Не сильно дальше. Но тут вопрос — кто первый долбанет и насколько ярко. А вот для масштаба и скорости и требуются адекватные деньги.

Есть у нас такое правило — любая война может длиться бесконечно. И чаще всего выигрывает в борьбе не самый отмороженный, а самый упертый. В примере про мировую два товарища готовы были биться недолго — за пять лет измотались, но я видел примеры, когда битва шла и дольше. Вот как-то схлестнулись два миллиардера. Цена вопроса была невелика — 3 миллиона рублей и дело было не в деньгах, дело было натурально в принципе — кто кого.

И тут уже не работают истории, которые так любят некоторые хулиганы: угрозы, менты, подбрасывание наркотиков. Ну вот не работает. У одного кольцо охраны и у другого кольцо охраны. Один несет бабки в следственный комитет, второй следом приносит чуть больше. Негативный пиар? Не смешите меня. Русские олигархи все в дерьме по самую макушку — это и народ знает, и старшие товарищи, и они сами. Что делать?

Пошли распутывать финансовые схемы — искали ошибку. Есть у нас один умник — голова большая — питается только информацией. Всовываешь в него гигабайты данных — договоры, платежки, а он потом схемы красивые вырисовывает. И вот в схеме появляется очень интересный пункт. Контора оппонента обналила деньги. Ну кто не обналил? Все обналили. Но поскольку лавка большая, то это сотни юрлиц в России и за бугром.

Теперь маленький финансовый ликбез (а то не все знают). Люди неглупые всегда разделяют центр прибыли (это лавки, куда деньги стекаются) — с ним все понятно, это зарубежные конторы.

Далее выделяют конторы на которые записывают производственные мощности. И есть третья категория — рабочие лошадки и всем известные помойки. Рабочие лошадки созданы специально для подрядчиков, но живут они ненамного дольше, чем помойки. Почему? Потому что рабочая лошадка набирает контрактов с подрядчиками, а потом по старой доброй традиции подрядчиков кидают с оплатой.

Так и было у нашего оппонента, но он совершил одну ошибку. Вернее, его финансист. На рабочей лошадке деньги оставались — миллионов десять долларов. А подрядчикам уже решили не платить. И вот эти десять миллионов он кидает на счет конторы, на которую записаны разные вкусные активы. А помойку отправляет на банкротство. И это была не единственная помарка в финансах.

Какие дальнейшие действия? На обанкроченные рабочие лошадки и на помойки назначается конкурсный управляющий. Наш конкурсный управляющий. Он уже предъявляет претензии к конторам, на которые записаны активы и плотно копается в бухгалтерии дальше. Находятся естественно всякие неприятные неуплаты налогов, где-то еще замаячили офшоры, о которых оппонент забыл рассказать.

Понятно, что это не смертельно все для уважаемого человека. Однако прогрызть дырок на десятки миллионов долларов удалось. Эти деньги отошли не в пользу заказчика, они по большей части отходили в пользу государства.

Первую кровь удалось пустить спустя год работы. Это я к тому, что не надо торопиться во время бизнес-войнушки. Оппонент в это время пытался провести блицкриг через силовиков — это его и губило. Суетился — в результате весь пар уходил в свисток.

Если уволили из собственного бизнеса
Одного товарища выгнали из бизнеса. Бизнес был простой — знаете, в парках и торговых центрах стоят машинки небольшие для детишек. Вроде детская история, а кэшфлоу хороший.
Подробнее
Как мы делим апельсин?
Конкурентная разведка и одно кладбище
Как работает финансовая разведка?
Мы найдем выход из любой тупиковой ситуации
О компании